Проектирование ножей.

Обсуждаем все, что касается изготовления ножей.
Ответить
Аватара пользователя
Dr.Demis
Ultra Fine
Сообщения: 6402
Зарегистрирован: 16 май 2012, 21:11
Откуда: Минск, РБ
Контактная информация:

Re: Проектирование ножей.

Сообщение Dr.Demis »

елисеша писал(а):Лично я считаю что слишком длинных рукоятей не бывает.
Ну наконец то на нашем форуме у меня появился единомышленник!
елисеша писал(а):Удобство ножа не в максимальном удобстве какого либо одного хвата, а в максимальном количестве удобных хватов.
В рамку!!!

Еще хотел спросить про бочку? Где в классическом случае располагается экватор - наиболее широкая часть? Какие бывают разновидности? Тот же вопрос при каплевидной рукояти. Как споймать эту неуловимую грань?

Так же хотедось бы поднять вопрос про поперечное сечение рукоятей на разном уровне.
Спасибо.
+375291775771
Аватара пользователя
елисеша
Extra Сoarse
Сообщения: 82
Зарегистрирован: 07 май 2013, 16:26

Re: Проектирование ножей.

Сообщение елисеша »

Знаете, я так же безмерно рад пониманию и появлению единомышленника. Если Вас интересует моё понимание форм бочек (в заначке ещё грибки, якуты...), то я осмелюсь привести свой анализ этой формы рукоятей на пимерах собственных ножей. Так сказать в развитии...
Итак: размышления Диогена о квартирах :D
Начнём с моего видения основных отличительных особенностей бочек : как правило слабый ( а на некоторых клинках - сильный) дроп, симметрия рукояти - не обязательна, клинок длиной 90-150мм ; 19-32 мм шириной, сечение рукояти - ЯЙЦО (не догма). Чуть не забыл :D харрактерная форма рукояти, давшая название этому типу ножей.
Выше писал, что построение рукояти на основании образующих, необходимо на начальных этапах ножестроения. Далее - творчество. Переменные составляющие в бочке - ширина тыльника (я пришёл к её равенству с шириной больстера), сечение (я предпочитаю яйцо), длина рукояти (менее 120 мм. не делаю) пухлость рукояти, расположение горбиков спинки и брюха, наклон рукояти (а вот эти параметры - дело вкуса). На примере своих бочек, постарался показать как менялись предпочтения с опытом работы (опять же не догма). На последнем чертеже привёл вариабельность линий рукояти для одного и того же клинка.
Ну а теперь ножны. Я предпочитаю финскую конструкцию (шов сзади). Там только один подводный камень - высота устья. Если длинные, то трудно извлекать нож, если короткие, то проблема с фиксацией. И у этого типа ножен есть куча разновидностей: односторонний или двусторонний вкладыш, форма лопасти (лепесток, гранённая, плоская) И есть ещё интересный вариант ножен для бочки - боб или "с колпачком".

Изображение

Изображение

Ну а теперь собственно анализ:

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение
Аватара пользователя
Dr.Demis
Ultra Fine
Сообщения: 6402
Зарегистрирован: 16 май 2012, 21:11
Откуда: Минск, РБ
Контактная информация:

Re: Проектирование ножей.

Сообщение Dr.Demis »

Яйцо в сечении...Ага...С точки зрения анатомии кисти так и должно быть.
А как меняется сечение на разном расстоянии от рукояти. И какие есть вариации самого яйца?
Приемлемы ли овальные сечения или значительно уплощенный эллипс?
Не уменьшает ли яйцо количество хватов рукояти?
+375291775771
Аватара пользователя
елисеша
Extra Сoarse
Сообщения: 82
Зарегистрирован: 07 май 2013, 16:26

Re: Проектирование ножей.

Сообщение елисеша »

Считаю что яйцо необходимо на симметричных (или близких к симметрии) рукоятях (бочка, якутская колодка, саамский "гвоздик") прежде всго для тактильной информативности (взял в руку нож и, не глядя, чувствуешь где РК). Кроме того яйцо действительно наиболее близкое к анатомическому сечению рукояти. Ну и не настолько отличается от овала, что бы ограничивать количество хватов. Теперь о вариациях яйца. Моё глубокое убеждение - удобство рукояти обеспечивает правильно подобранный периметр ! Пальцы (в идеале) должны сходиться на рукояти, но не перехлёстываться. Отсюда вывод - широкая (в фронтальной плоскости) рукоять, должна быть узкой в горизонталной проекции, и наоборот. Примеры - широкие скандинавы имееют толщину рукояти у больстера около 10 мм. Узкие пукко - 18-20 мм у оковки. Соответственно и яйцо изменяется по длине рукояти, сохраняя отношение большой/малый диаметр (а соответственно и угол сбега к острому концу) постоянным.
Аватара пользователя
немой
Ultra Fine
Сообщения: 1846
Зарегистрирован: 20 май 2012, 17:30

Re: Проектирование ножей.

Сообщение немой »

Прекрасная тема. :) С удовольствием поучаствую. Может у меня на стадии конструирования укажут на недостатки.
елисеша Добро пожаловать.
Аватара пользователя
diki_PAPA
Ultra Fine
Сообщения: 3511
Зарегистрирован: 19 май 2012, 20:46

Re: Проектирование ножей.

Сообщение diki_PAPA »

елисеша, вот интересно, чтобы проектировать нож, нужно иметь полное осмысление проекта. Вы говорите в основном о рукоятях, но ведь это имхо 1/4 ножа, ну пусть 1/3 (а вот интересно ваше мнение на эту пропорцию?) Вы как-то проектируете и планируете клинок? Или это у вас незыблемая реперная точка?
Да и вообще интересно, какие клинки используете, исходя из каких соображений, какие критерии?
Аватара пользователя
елисеша
Extra Сoarse
Сообщения: 82
Зарегистрирован: 07 май 2013, 16:26

Re: Проектирование ножей.

Сообщение елисеша »

Здравствуйте. В первых строках отвечу на конкретный (в цифрах) вопрос о процентном соотношении клинка и всего остального в ноже. Постараюсь ответить предельно конкретно: ноги – это сколько процентов от организма ? Дальше, думаю, понятно. Если уж говорить о каком то проценте, то в конкретных цифрах трудозатрат на определённые операции. У меня примерно так : 90 % - поиск концепции ножа (это довольно обширный процесс – концепция взаимосвязана с легендой ножа, поискам антуража для фото и т.д и т.п.); 5 % - эскизирование, прочерчивание, подбор материалов . 3 % изготовление и 2 % фотографирование. Ей богу не кокетничаю. Это реалии.
А вот теперь о неконкретном, но чрезвычайно сложном вопросе: откуда берётся (приходит, возникает, рождается) концепция (идея, изюминка) комплекта ? Ведь именно это концепция (для меня) и является отправной (реперной) точкой, под которую подбирается и клинок и и форма и материал и монтаж рукояти, от нее зависит форма и материалы ножен, построение фотографий и т.д и т.п… Отвечу абсолютно честно – НЕ ЗНАЮ ! У меня каждый раз по разному. Многие идеи пришли при изучении определённого типа ножей, некоторые, при попытках осмысления методологии построения форм ножей, многие – при удивлении новой идеей какого любо мастера (честно – многие идеи сплагиатил, но не одной в чистом виде. Всегда – продукт переосмысления), детские мечты, моё видение литературных героев, восхищение определённым материалом (клинком) ну всего перечислить не возможно. Скорее так – муза прилетает (скромненько и со вкусом). Но у меня есть твёрдое правило – я не позволяю чему-нибудь (отсутствию материала, дороговизне клинка, неприспособленности инструмента) коренным образом изменить концепцию ножа.
Ну вот как то так. Постарался на наглядных пособиях (уж извините – рефлекс преподавателя) пояснить Вам логику поиска идеи ножа.
Кстати, всегда в описании своей работы, (почему-то у Вас это не принято) первым делом рассказываю откуда ко мне пришла идея этого комплекта.

Заинтересовала возможность совместить дроп-пойнт обуха плавной кривой с гнутой бочкой рукояти.

Изображение

Была чёрная полоса в жизни. Когда она кончилась, понял что она была всего лишь серой. Постарался выплеснуть скопившуюся агрессию в этой работе. Идея с цепочкой на рукояти (хоть и не очень удачная) - моя.

Изображение

Попытался сваять гранённого норвега. Возникла идея совместить грань клинка с гранью на рукояти и подчеркнуть всё это гранью на ножнах.

Изображение
Аватара пользователя
diki_PAPA
Ultra Fine
Сообщения: 3511
Зарегистрирован: 19 май 2012, 20:46

Re: Проектирование ножей.

Сообщение diki_PAPA »

елисеша писал(а):Постараюсь ответить предельно конкретно: ноги – это сколько процентов от организма ?
Мне понравилась эта ваша мысль :!: Я бы её продолжил - прекрасные сильные ноги или красивый, совершенный торс, по-отдельности это останки, вместе - красота.

По-поводу пропорций и соотношения чего в ноже больше, имел в виду несколько другое. Шикарный клинок с уникальными качествами вставленный в кусок деревяшки (извините, если ошибаюсь, но ведь, что-то типа этого и представляют из себя классические скандинавы?) или уникальной красоты и совершенства рукоять с никчемным куском железа вместо клинка. И то и то крайности, но история знала такие варианты. Французкие шпаги с хрустальными рукоятями или кайкэн в простой деревянной оправе, но с замечательной полосой. Совместить и то и другое трудно и дорого. Вот это и вопрос: что для вас является репером или базисом при проектировании?
Аватара пользователя
GDM
Fine
Сообщения: 865
Зарегистрирован: 16 май 2012, 23:52
Откуда: Минск
Контактная информация:

Re: Проектирование ножей.

Сообщение GDM »

diki_PAPA, для меня ответ на твой вопрос уже прозвучал :)
елисеша писал(а):Но у меня есть твёрдое правило – я не позволяю чему ни будь (отсутствию материала, дороговизне клинка, неприспособленности инструмента) коренным образом изменить концепцию ножа.
Всё вышесказаное является исключительно моим личным мнением.
Аватара пользователя
diki_PAPA
Ultra Fine
Сообщения: 3511
Зарегистрирован: 19 май 2012, 20:46

Re: Проектирование ножей.

Сообщение diki_PAPA »

GDM, я тебе скажу больше, на свой вопрос я получил изначально однозначный ответ
елисеша писал(а):Пляшем от клинка
Но мы ж на форуме, а не сухой РД читаем, правда? :) К тому-же не верю, что такой мастер догматично следовал бы этому правилу :)
Ответить